главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха
http://www.ft-neft.ru/
РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
О нас пишут
Как к нам поступить
Гимназия
  Почему Земская и почему "гимназия"?
 
  Земская гимназия - история создания и развития
  Земские школы в России. Первый опыт муниципального образования
    Исторический опыт "русского земства" - форма самоорганизации народа, живущего на данной земле, может оказаться одной из форм, уже не раз оправдавшей надежды России. Самостоятельность территорий была ограничена общей задачей, общей идеологией развития с учетом общегосударственных интересов. И в то же время избавляла местное хозяйство от мелочной опеки администрации, ослабляла в нем бюрократические начала, способствовали успешному развитию любого хозяйства.
    Русский человек, как отмечается многими исследованиями, изначально ориентирован на мир, согласие, общинность, общий интерес, потребности в общезначимой социально-справедливой идее: проблемы и споры решались всем "миром" на сельских и волостных сходах, вече, церковных и земских соборах. Решения на них принимались на основе единогласия, т.е. принятия согласованного, иногда компромиссного решения. Особенного прогресса земство добилось в сфере здравоохранения и народного образования.
    Именно общественный период дал импульс народной школе и сплотил общественные силы и создал народную школу - она была создана силами частных лиц, церковно-приходских школ, сельских обществ, земств.
    Требования к земским школам включали сохранение гуманных начал и "общечеловеческих заветов". Основное назначение земской школы - воспитательное. Земская школа была направлена на то, чтобы образовывать детей - "разумных граждан, сознательно относящихся к окружающей действительности". Хотя в начале, это воспитательное назначение вызывало недоверие и упреки общественности, в том, что школы будут готовить неверующих, космополитов.
    В понятие "народная школа" вкладывалось то, что она есть школа для всех необходимая, по цели и курсу - она есть учреждение общеобразовательное. Отмечалось, что начальные школы должны быть устроены сообразно местным условиям, так как единообразие здесь невозможно и нежелательно. Как отмечали исследователи, при каждой школе создавался Совет попечительства, работавший на общественных началах. Совет составлял бюджет и распределял средства школы. Устав школы утверждался губернским земским собранием. В Совет попечительства входили: председатель совета, попечитель, учитель, законоучитель, староста. Любое лицо, которое внесло на нужды образования не менее 25 копеек в год, считалось членом попечительства. Это был небольшой членский взнос, доступный каждому крестьянину и позволявший ему в определенной мере влиять на работу школы. В конце учебного года совет созывал членов попечительства, обсуждал нужды школы и определял сметы расходов. Состав попечительского совета был всесословный Общественность определяла образовательную политику своего региона. Именно в этот период сформировалась народная школа.
    Таким образом, функции земства в области образования были многообразны - это была продуманная форма общественного контроля за образованием и влияния на его развитие.
    Земская деятельность по народному образованию была результативной потому, что земство оперативно реагировало на возникавшие проблемы. Земство проявляло заботу о повышении образовательной культуры, проводило вечерние занятия со взрослыми, народные чтения. Дополнительные занятия, как писал К.Д Ушинский, это воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.
    С начала 60-х годов в земской школе и для неё начинается работа по её внутреннему совершенствованию, которое идет под руководством лучших педагогов того времени, учеников и последователей К.Д. Ушинского: В.И. Водовозова, А.П. Нечаева, Н.И. Пирогова, Н.В. Чехова, Л. Н. Толстого и других.
    Важный вклад в постановку ряда актуальных проблем управления школой внес выдающийся педагог и хирург Н.И.Пирогов. Будучи попечителем Н.И. Пирогов в отношении внутришкольного управления формулирует требования, которые должны предъявляться к руководителю учебного заведения. При этом на первый план выдвигаются требования профессионализма, педагогической компетентности, умения считаться с мнениями учителей, а не навязывать им в приказном порядке свои взгляды, свою точку зрения. "Не подчиненным, - писал Н.И.Пирогов,-должен быть учитель директору, а товарищем в общем деле " Важнейшим органом коллегиального управления школой Н.И.Пирогов считал педагогический совет. Его решения директор не был вправе отменить - он мог лишь обратиться с такой просьбой к вышестоящему органу управления.
    В создание народной школы в России свой вклад внесло как переосмысление собственного отечественного опыта, так и внесение преимуществ зарубежного опыта. Виднейший деятель народного образования, земский педагог Н.А. Корф писал "…Принимаясь за народное образование сто лет позже иностранцев, не считать за счастие возможности ознакомиться со всем. что ими сделано до сих пор, не поспешить воспользоваться их опытом в деле начального обучения". "Я всегда был и всегда останусь на стороне религиозно-нравственной развивающей школы т.к. желаю, чтобы школа подготовила для жизни людей …, сознательно относящихся к себе самим, к своему ближнему и Божьему миру".
    Глубокий анализ практики европейских школ позволил К.Д.Ушинскому сделать вывод, что пользование иностранным педагогическим опытом безвредно только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом и что, чем больше народного характера в общественном образовании, тем свободнее и больше может заимствовать народ для своего воспитания у других народов. Основания воспитания и цель его, а следовательно, и главные его направления и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому.
    Известный педагог П.Ф. Каптерев полагал, что ключевой идеей гимназического образования является прежде всего воспитание человека.
  • отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы; невнимание к личным особенностям учащихся и пренебрежением воспитанием нравственным и физическим;
  • нежелательная специализация школы с самых младших классов, обрекающая детей на известный род занятий прежде, чем выяснить их природные способности и склонности;
  • чрезмерность ежедневной умственной работы, возлагаемой на учеников, особенно младших классов;
  • несогласованность программ между собою и с учебным временем и на значительное наполнение их требованиями второстепенными или даже излишними;
  • недостаточное преподавание русского языка, русской истории, русской литературы и слабое ознакомление с окружающей природой, что взятое вместе лишает школу жизненного и национального характера. К сожалению, большинство из вышеперечисленных недостатков можно отнести и к современной школе.

    В России, недостатки государственной системы образования и неудовлетворенность существующей системой образования сформировали необходимость участия самой общественности в создании новой народной школы, реализующей общественный заказ на образование, основанной на общечеловеческих ценностях, и осознание, что только она и способна построить народную школу и к 1914 году в России было до 40 тысяч земских школ, в которых училось более 2 млн.детей.
    Все рассмотренное выше легло в основу построения общей концепции, а затем модели, реализованной в учебном плане современной "Земской гимназии", основанной в 1991 году в городе Балашиха.
    Свое начало эта школа берет с объединения инновационного опыта организационного, управленческого и практического в области педагогики в регионе, а именно:
  • родительского центра народной педагогики, работающего над проблемами раннего развития творческих способностей детей и, собирающего опыт воспитания родителями;
  • Воскресной православной школы, имеющей опыт работы духовного воспитания и использующей тысячелетний опыт православия в России и его традиции в литературе, искусстве, архитектуре, истории;
  • центра детского эстетического развития "Созидание", реализующего авторские программы педагогов в изучении языков, живописи, обучению танцам, хоровому пению, обучению грамоте;
  • музея кузнечного дела, первого в стране, начавшего собирать старинные ремесленные навыки, народные промыслы, знакомить с ними детей и взрослых.

    Фактически, в городе сформировался коллектив единомышленников, объединенных идеей активных изменений в сфере образования, широкого привлечения и участия общественности в организацию этого процесса. По общим характеристикам земская гимназия - это территориальное образовательное учреждение, которое имеет государственно-общественный характер управления и организует свою деятельность на основе всеобщности и целостности образования в единстве воспитания и обучения.
    В основе системы принципов в организации земского образования - стратегии, содержания, управления лежит анализ всех совокупностей реальных фактов текущей русской жизни и определение их педагогической значимости. Земская гимназия реализует региональный принцип, который выражается через содержание учебного процесса, включающего наряду с базовым федеральным компонентом приоритет регионального компонента, т.е. дисциплин краеведческого цикла по истории, экономике, экологии и культуре родного края, русской литературе и русскому языку.
    Деятельность педагогического коллектива объединена принципами заложенными отечественными традициями, культурой, образа мира и идеями гуманистической педагогики, основанной на признании учащегося равноправным субъектом обучения, на сотрудничестве всех воспитывающих сил общества. Система работы земского образовательного учреждения основана на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, народности, свободного развития личности.
    Земская гимназия является центром воспитания на основе русской культуры и исходит из необходимости включения личности в мир национальных традиций. В своем развитии она учитывает потребности и запросы социума. Земская гимназия по организации деятельности, являясь центральным звеном земского образования, опирается на поддержку земского самоуправления, которое участвует в финансировании и управлении школой. Она является общественной открытой социально-педагогической системой, ориентированной на общее образование; она находится под опекой земской общины и формирует позитивное отношение социума к приоритетному развитию образования.
    Являясь инновационным типом образовательного учреждения, земская общественно-государственная гимназия осуществляет обновление содержания образования, внедряет новые программы и формы дополнительного образования, использует социальные технологии, адекватные традициям данной территории.
    Организация образовательного и воспитательного процесса земской гимназии строится на основе освоения государственных образовательных стандартов, в федеральном и региональном компонентах, она широко вариативна в региональном и школьном компонентах. Земская гимназия, являясь прогрессивной по своей сути, создает оптимальные условия для разработки эффективных учебных планов, авторских программ, новых предметов и курсов апробации новых учебников.
    Осуществляя интеграцию основного и дополнительного образования как реализацию целостного подхода к развитию личности учащихся, земская гимназия создает условия для проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий с использованием возможностей дополнительного образования.
    Принцип верности духовному и историческому наследию России реализуется в условиях земского общеобразовательного учреждения системой воспитания, ориентированной на традиционные для России моральные ценности: гражданственность, нравственность, любовь к Родине. Патриотическое воспитание ведется на примерах отечественной истории.
    В своей образовательной и воспитательной политике земская гимназия исходит из реализации идеи - "Свой регион - малая Родина". Этому способствует краеведческий научно-познавательный компонент всех учебных предметов. Земская гимназия придает большое значение сохранению традиций ремесленного труда и уважение к образу жизни русской семьи, что соотносится с отечественной историей развития гимназий.
    Управление земской гимназией осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" на принципах демократии, общедоступности, свободного развития личности. Ниже представлена структура управления земской гимназии.

    Структура управления земской гимназии
  • Дума земской гимназии
  • Совет учредителей
  • Совет попечителей
  • Администрация
  • Педагогический совет
  • Родительский совет
  • Ученический совет

    В этой структуре в ее центральном звене - Думе - равно представлены (по два человека) все советы и администрация гимназии. Особенно важно представительство учеников, которые активно участвуют в решении всех вопросов. Гимназическая Дума - высший согласовательный орган управления гимназией. Решения в гимназической Думе принимаются единогласно и обязательны для исполнения другими Советами, кроме Совета попечителей. "Процедура "согласования" принимается как ключевая, всеми участниками процесса управления в земской гимназии". [136] Это положение учредительного договора, на наш взгляд, - важнейшее в жизнедеятельности такого типа учебного заведения как земская гимназия. Наряду с требованием о принятии единогласных решений Гимназической Думой данное положение создает условия и психологическую атмосферу для бесконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса и эффективного управления гимназией.
    Планирование является важнейшей функцией в развитии, деятельности и успехе Земской гимназии. Планирование - основное средство управления деятельностью педагогического коллектива.
    Формирование конкретных и понятных целей ориентирует деятельность педагогов на выбор средств и создание условий, необходимых и достаточных для их достижения. Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрироваться, рационально расходовать время, силы и другие ресурсы.
    Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и опережающие коррективы. Анализ достижения поставленных целей способствует углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности. Необходимым условием организованности является наличие согласованных целей - т.е. цель выступает как координатор и интегратор. Так, в Земской гимназии, процедура "согласования" декларирована не только в Уставе и учредительном договоре, но и в контракте с каждым педагогом , что позволяет избегать бесплодных дискуссий и необоснованных решений. Время подтвердило актуальность выбранных целей, которые отражают современные достижения психолого-педагогических наук, соответствуют реальным и перспективным социальным потребностям, потенциалу педагогического коллектива.
    Основные цели и задачи образования Земской гимназии формулируются в рамках следующих направлений, или общих функций учебно-воспитательного процесса. Они суть:
  • раннее развитие творческих способностей, развитие познавательной функции, результат которой, не только ориентация на знания, умения, навыки, но и обучение формам и методам мышления, на получение знаний через психологический комфорт, не на заучивание, а умение размышлять и принимать самостоятельные решения, работать в режиме самообразования;
  • воспитательная функция, ее целостность, результат - становление мировоззрения учащихся, педагогов и родителей, всех участников образовательного пространства. Формирование достоинства, самоуважения и ответственности личности, положительной самооценки через знание себя и понимание и принятие окружающих, формирование целеполагания и компетентности;
  • функция оздоровительная, результат - нацеленность на здоровый образ жизни, включая развитие интеллектуальное (мышление, внимание, восприятие, воображение, речь и т.д.).

    В Земской гимназии предпринята попытка реализовать эти цели не только в системе классно - урочной системы, но и в целостной системе (самой организации образовательного учреждения через систему самоуправления, воспроизводя культурно-исторический опыт организации земских школ). С помощью учебного плана, программ обучения и воспитания, реализующих реальные пути, методы, средства, формы достижения необходимых результатов при соответствующей системе работы с педагогами и родителями.
    Для достижения этих образовательных целей требовалось учитывать в совокупности многие факторы: социальный заказ региона, района, государственный стандарт, базисный учебный план, контингент учащихся, уровень образовательных услуг, гарантируемый гимназией, определить для гимназии приоритетные функции образования, дополнительные образовательные услуги, нравственные ценности, заложенные при формировании коллектива гимназии, демократические основы управления, самоуправления, самоорганизации, саморазвития и ответственности, приоритеты образования др.
    Проведенный анализ показывает, что земская гимназия представляет собой инновационный тип образовательного учреждения по нескольким основаниям. Во-первых, по характеру и статусу становления; во-вторых, по характеру организации и результативности управления, в-третьих, по участию общественности (родителей, попечителей, общественных организаций); в-четвертых, по преемственности российских национальных ценностей и традиций земства; в-пятых, по сочетанию универсализма получаемого учениками образования и дисциплинарной его глубины с практическими прикладными умениями; в-шестых, наличием самостоятельной сформированной для этой гимназии программы "Достоинство, самоуважение и ответственность личности".

наверх
разработчик: Ольга Егорова