главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха
РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
О нас пишут
Как к нам поступить
Гимназия
  Почему Земская и почему "гимназия"?
  Земские школы в исторической России и "Земская гимназия" в современной России
 
  Земские школы в России. Первый опыт муниципального образования

...Все начинается с идеи, с цели, а точнее - с мечты. Так в семидесятых годах у нас родилась идея - мечта: как воспитать своих сыновей, чтобы они не повторили наших ошибок, ошибок своих дедов, сумели многое сделать из того, что не успели мы, а главное максимально самореализоваться во благо или как нам тогда внушали на пользу Обществу, Родине и т. д.
    Когда долго о чем-то думаешь целенаправленно это всегда сбывается. Теперь мы знаем об этом феномене наверняка, а тогда только смутно догадывались.
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины    Знакомство с Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными было решающим в дальнейшей проработке и реализации мечты-идеи. Затем были десятки встреч у Никитиных в Болшево, чтение их книг, дискуссии с Борисом Павловичем о народной педагогике, о воспитании и раннем развитии творческих способностей у детей, о создании новой школы.
    В Школе молодых ученых - организаторов науки в 1979 - 1981годах, благодаря знакомству с Николаем Борисовичем Тереховым - художником, ученым, интеллигентнейшим и добрейшим человеком, с Александром Павловичем Климовым - физиком системщиком - большим мечтателем с невостребованными идеями, Александром Петровичем Ивановым - педагогом по образованию, тонким, умным организатором и мыслителем, первоначальная идея стала приобретать всё более конкретные очертания. Александр Борисович Егоров - руководитель детской художественной студии в поселке ВНИИПО, вынашивал в ту пору идею создания творческого объединения интеллигенции в Балашихе.
    Многочасовые дискуссии в среде единомышленников позволили разработать концепцию инженерного и педагогического центра воспитания и образования. Причем инженерный блок центра должен был внедрять научно-технические идеи и разработки, и значительную часть вырученных средств направлять на поддержку и развитие образовательных и воспитательных программ. Все это получило название Творческого Объединения содействия общественно Значимым Инициативам "Созидание". Более года ушло на различные согласования и получение разрешения у властей на деятельность нашего объединения. И мы до сих пор очень признательны министру образования СССР Ягодину Геннадию Алексеевичу, председателю Исполкома г.Балашиха в 1988 году Селикатову Валерию Александровичу и заведующей городским отделом народного образования Алешиной Татьяне Сергеевне за доверие и активную поддержку, что позволило в июне этого же года зарегистрировать созданное Т/О "Созидание".
    В течение 1988-1991 гг. в стенах "Созидания" на улице Солнечной 9 А проходят исследования и разработка наиболее передовых педагогических находок, анализируется дореволюционный и советский опыт в сфере образования и воспитания. Проходят творческие встречи и обсуждения с Ш.А.Амонашвили, И.П.Волковым, Н.А.Зайцевым, С.А.Лысенковой, В.Ф.Матвеевым, В.И.Скрипалевым, Г.А.Струве, В.Ф.Шаталовым, М.А.Щетининым - педагогами новаторами, несущими идеи педагогики сотрудничества, идеи школы Радости и Творчества. Проводятся заседания семейного клуба с участием семьи Никитиных. Апробируется уникальная методика суггестивной живописи, разработанная А.Быковой. Занятия в студии английского языка ведет по оригинальной методике Г.В.Кравченко. Уроки музыки преподают Наталия Николаевна и Александр Михайлович Тепляшины, в последствие ставшие авторами музыки гимна гимназии.
протоиерей Владимир Бороздинов    Под руководством отца Владимира, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы и председателя комиссии по духовному просвещению Совета депутатов г.Балашихи, начинает работу Воскресная школа - одна из первых в Московской области в перестроечное время. Наш коллектив с интересом изучал достижения зарубежной педагогики и психологии. В 1990 году после выступления в Москве на Международной педагогической конференции с некоторыми результатами наших исследований и разработок неожиданно последовало приглашение принять участие в Первой всемирной конференции в Осло по проблеме "Достоинство, самоуважение и ответственность личности". И получив благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, делегация ТО "Созидание" в составе отца Владимира, Б.П.Никитина, Г.В.Кравченко, И.Л.Кравченко с успехом выступила с докладами и достойно представила СССР на этой конференции.
    Ребятишки трех - шести лет активно посещают занятия в творческих студиях "Созидания" - живописи, лепки, английского языка, танцев, обучения грамоте, развивающих игр и т.д.
    Через два года после начала работы родители, отправившие в школу детей после обучения в наших студиях, поделились своей тревогой по поводу того, что в школе детям не интересно, они значительно опережают средний уровень обучающихся и родители выступили с предложением об открытии экспериментальной школы, где методы преподавания и содержание обучения продолжали бы традиции "Созидания". Так в 1991 году в Балашихе появилась Гимназия "Созидание", впоследствии, переименованная в Земскую гимназию в 1995 году, когда к списку учредителей присоединилось Российское земское движение. А первыми учредителями гимназии стали: Совет депутатов г.Балашихи, Московский областной комитет по образованию, Союз кузнецов России, Инновационное объединение Академии наук СССР, Балашихинский автокрановый завод и группа ученых и педагогов - разработчиков концепции и программ обучения Гимназии. Особые слова благодарности заслуживает заместитель председателя Московского областного комитета по образованию Геннадий Алексеевич Бредихин, взявший на себя определенный риск и большую ответственность, поверив нашей инициативной группе, в составе которой педагогов с профессиональным дипломом было меньшинство.
    Немалым был риск для учителей, дерзнувших на эксперимент, ушедших из государственной школы, где в то время простор для самореализации творческих педагогов был не велик, но и гарантий спокойной жизни и уверенности в будущем, открывающаяся гимназий никому не давала. Титова Татьяна Юрьевна одной из первых приняла это решение и до сих пор ведет занятия среди малышей и успешно руководит всей работой младшего отделения гимназии (1-3 классы).
    Важную роль в становлении гимназии сыграла финансовая поддержка, оказанная НПО "Криогенмаш" во главе с Владимиром Егоровичем Курташиным и Балашихинским литейно-механическим заводом, руководимым в те годы Евстафьевым, светлая ему память. Значительную материальную помощь на старте оказали одни из первых балашихинских меценатов Деревянко Виктор Валентиновия и Деревянко Сергей Николаевич. В дальнейшем поддержка председателя совета учредителей Земской гимназии Разваловым Геннадием Александровичем, директора БАКМа, позволила организовать уникальные летние лагеря для учащихся и автобус для экскурсий и доставки гимназистов на занятия. Но увы всё хорошее когда-либо кончается и в настоящее время гимназия существует на средства родителей и получает финансовый норматив от государства. Тем не менее удается по прежнему реализовывать одну из главных идей гимназии: "любой ребенок, в семье которого ценности обучения и воспитания являются важнейшим из приоритетов, независимо от материальных возможностей может и должен получить достойное образование". Это и есть продолжение одной из старых русских общинных традиций когда способный ребенок получал образование вплоть до высшего за счет средств общины. Сейчас в гимназии более 25 % учащихся имеют льготы или полностью освобождены от оплаты за обучение.
    В настоящее время Земская гимназия представляет собой комплекс: дошкольные группы -Школа раннего эстетического развития для детей ( 3 - 5 -летки), подготовительные классы (5-6 -летки), начальная школа (1-3 классы), среднее и старшее звено (5-11 классы). Практически все три ступени сохраняют преемственность концептуальную, содержательную и программную; работают в режиме самоуправления, самоорганизации и саморазвития, как неотъемлемых условий земского устройства. Ведущей процедурой жизнедеятельности в гимназии принята процедура "согласование". Это значит, что каждое свое действие любой участник образовательного процесса (ученик, учитель, родитель), если оно затрагивает интересы другого участника, обязан согласовать со всеми заинтересованными субъектами. Такой подход позволяет минимизировать конфликтные ситуации или переводить их в конструктивную фазу и превращать конфликт в фактор развития.
    Весьма значимым элементом развития Земской гимназии является освоение программы "Здоровье". Реализация этой программы и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий профессора Базарного В.Ф. позволяет улучшать психофизические, интеллектуальные характеристики учащихся, сохранять целостное сознание, обеспечивать духовный рост.
    Основными направлениями деятельности Земской гимназии являются:

  • сохранение и возрождение лучших русских (советских) традиций в образовании. Освоение концепции "Русская школа" и, прежде всего, Православного мировосприятия нашей культуры, науки, Великого Предназначения России, ее общинного, соборного устроительства и лидера славянского мира.
  • развитие творческих способностей ребенка, созидание личности (творческое отношению к учебной деятельности).
  • реализация гуманистического подхода в образовании на основе традиций российской педагогики и в сочетании с международной программой "Достоинство, взаимоуважение, и ответственность личности".

    Работа с ребенком начинается с момента его прихода в Гимназию, где наряду с традиционным определением готовности ребенка к школе проводится определение готовности родителей участвовать в совместной программе "Школа-семья". (Родители пишут сочинение "Мой ребенок".Совместно организовывают праздники, посещают уроки и пишут рецензии , а на собрания приходят всей семьей ), Воспитание творчества начинается с творческой программы учителя, учитывающей концепцию Гимназии, а также государственный стандарт образования.
    Для развития личностно ориентированного подхода в Гимназии получают поддержку конкретные программы и современные педагогические технологии.
Ирина Алексеевна Зимняя и Наталья Борисовна Глебова    Так, программа "Достоинство", реализуемая блестящим тандемом профессионалов: доктором психологических наук академиком Ириной Алексеевной Зимней и кандидатом филологических наук, преподавателем английского языка Наталией Борисовной Глебовой, проходит как через предметное содержание так и через взаимоотношения педагогического коллектива с учащимися и родителями, вовлекая педагогов и родителей в исследовательскую работу. Главными компонентами программы "Достоинство" являются создание чувства безопасности и ответственности, знание самого себя, выработка профессионализма и компетентности, чувства цели и принадлежности. Так, чувство безопасности формируется через выработку и осознание учащимися, учителями, родителями правил - правил (канонов) в семье, в классе, в городе , в стране и т. д.
    Создание чувства принадлежности - к своей семье, роду, своему классу (семейные вечера, письма учителям и друзьям во время каникул, любимые увлечения своего класса, и т.п.) своей гимназии (создание гимна, эмблемы ), своей родины, своего края (через традиции и культуру и историю, через неотъемлемые патриотические знаки - флаг Родины, ее герб, гимн. Активно подключаются в программу родители через семинары, индивидуальные консультации, посещения уроков.
Лариса Ивановна Нелидова    Но главная уникальность Земской гимназии это её педагогический коллектив. Мы всегда будет помнить нашего преподавателя курса "основы православной культуры" Нелидову Ларису Ивановну, чей вклад в становление нашей школы невозможно переоценить, педагога от Бога, без таланта и мудрости, энергии и сердечности которой, не было бы той неповторимой атмосферы, семейного духа и добра. Её любовь к детям была безграничной, и дети отвечали ей взаимностью. Её уже нет среди нас - светлая ей память, но учиться в гимназии продолжают её внуки. Это особенность нашего коллектива: практически все дети и внуки сотрудников, за редким исключением, обучаются в Земской гимназии.
Наталья Михайловна Бекетова    Наталья Михайловна Бекетова - наш библиотекарь и администратор, человек с огромной душевной культурой, вкусом и интуицией, с педагогический стажем работы в школе более сорока лет. Воспитатель по призванию, способный преодолевать любые трудности, дипломатично помочь и подбодрить и ребенка, и педагога, и родителя. Именно на ее плечи легли самые трудные моменты в становлении и обустройстве гимназии.

Михаил Федорович Антонов    Мы благодарим судьбу, которая свела нас с писателем-публицистом, ученым, человеком с огромным жизненным опытом и талантливым аналитиком, автором оригинального курса основ экономики для старшеклассников Михаилом Федоровичем Антоновым.
    Весь педагогический коллектив - это яркие и очень преданные делу и детям учителя, которые с большой гордостью и достоинством могут сказать: "У нас дети любят школу, любят учиться". И под этим, мы уверены, подпишутся все 500 детей первой в России Земской гимназии.
    Вдохновенный труд педагогов, любовь и созидательная позиция родителей позволили получить впечатляющие результаты:
  • Из 200 выпускников, которые закончили гимназию - 60 медалистов;
  • 2 стипендиатов губернаторской премии
  • Победитель конкурса "Учитель Подмосковья" Спирин И.Е., лауреат районного конкурса "Учитель года 2004-2005" Борин Ю.В.
  • Десятки победителей и призеров Всероссийских, областных и городских олимпиад (английский язык, словесность, физика, математика, химия, экология, биология и др.), призеры конкурсов Президентской программы " Одаренные дети", победители городского турнира команд КВН, победители областного конкурса "Я-гражданин" и Британского Совета "Good luck" и т.д.

Кравченко Игорь Львович и Кравченко Галина Викторовна    Все наши выпускники - теперь студенты, причем более половины, учатся в ведущих Вузах страны: МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственная Финансовая академия, Государственная Академия управления, Государственная Академия народного хозяйства им.Плеханова, Государственный Институт иностранных языков (им.М.Тореза), Московский Педагогический Государственный Университет, Международный университет, Первый Государственный Медицинский институт, Государственный Московский Энергетический Институт, Московский государственный университет им.Баумана, Московский государственный университет печати и др.
    Мы рады получать ежегодно благодарности от ректоров и деканов за отличную образовательную подготовку и воспитание наших гимназистов и, как шутя выразился один из них: "Земская гимназия выпускает штучный педагогический продукт".
    Несмотря на печальные последствия, после внесения изменений в Закон "Об образовании" (лишение государственной финансовой поддержки), мы верим и надеемся, что "земский дух", поддержка и взаимопомощь городских властей, наших друзей и единомышленников, усилия педагогов и родителей позволят развиваться Земской гимназии в последующие годы не менее успешно и ярко, чем в первые четырнадцать лет ее деятельности.

наверх
разработчик: Ольга Егорова