главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха
Организуем каникулы в Англии - результат ошеломляет.
РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
О нас пишут
Как к нам поступить
Гимназия
  Почему Земская и почему "гимназия"?
  Земские школы в исторической России и "Земская гимназия" в современной России
  Земская гимназия - история создания и развития
 

В старину российское народное образование являлось монополией двух институтов - государства и церкви. После великих реформ Александра II, во второй половине XIX века, появились земства - первые органы местного (муниципального) самоуправления, формируемые непосредственно обществом.
    Введение земства с его публичностью заседаний, гласностью отчетов само по себе было целым переворотом в умах, особенно простого народа. Немало изменило это событие и в области образования. Значительно расширилась сеть народных училищ, школа стала доступной для всех. Удалось уничтожить отчуждение и боязнь учебы и учености, существовавшие в народе прежде.
    В середине XIX века народное просвещение в России строилось по принципам, заложенным еще Александром I в реформе 1803-1804 годов. Страна была поделена на учебные округа, центрами которых являлись университеты, контролировавшие местный образовательный процесс. Кроме того, практически все учебные заведения были разделены между министерством народного просвещения (начальные училища, гимназии, университеты) и духовным ведомством (церковно-приходские школы, духовные семинарии и академии). Существовала ступенчатость образования: окончившие приходское училище имели право поступить в уездное и оттуда в гимназию, а ее выпускники в - университет. Считалось, что таким образом в вуз могли пробиться даже крестьяне. Конечно же эта доступность в подавляющем большинстве случаев была чистой формальностью, а в царствовании Николая I ужесточение сословных ограничений отгородило образование от широких народных масс еще больше.
    Между тем социально-экономическое развитие государства требовало коренных преобразований во всех областях общественной жизни, в том числе, естественно, в сфере обучения. При этом ввиду почти поголовной неграмотности крестьянства и ряда других "податных" сословий особое значение приобретала реформа начальной школы. И вот 14 июня 1864 года появилось Положение о начальных народных училищах, согласно которому к ним были отнесены "все вообще элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержимые на средства казны, обществ и частных лиц, а также воскресные школы".
    Особенно важно, что в соответствии с этим документом к созданию, обеспечению и руководству народными училищами привлекли земства - органы общественного самоуправления, образованные Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в 34 из 60 российских губерний. Избираемые населением (правда, по сословным куриям и на основе высокого имущественного ценза), они были созданы на двух уровнях - губернском и уездном, их распределительными органами являлись земские собрания, исполнительными - земские управы. Новые структуры ведали прежде всего хозяйственными делами (устройство и ремонт дорог и мостов, агрономическая помощь крестьянам), финансировали школы и больницы.
    Развитие народного образования сразу же стало одной из основных сфер деятельности земских учреждений, хотя правительство стремилось свести роль данных органов исключительно организационно-хозяйственными и финансовым функциям, стараясь не допускать их до самого образовательного процесса. Земства могли открывать ( с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения книгами и письменными принадлежностями, плата учителям и пр.), но вмешиваться в учебно-воспитательную работу, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, им запрещалось.
    В состав уездного училищного совета входили по одному представителю от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно преподаватель гимназии или смотритель уездного училища), министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, то есть начальник уездной полиции), духовного ведомства (по назначению архиерея, священник), городского самоуправления, а также два представителя уездного земства (выбранных на уездном земском собрании). Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Этот совет руководил начальными школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей.
    Губернский училищный совет, состоявший из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства, рассматривал главным образом жалобы на постановления подведомственных ему уездных советов.
    Кроме того, правительство курировало учебную часть начальных школ через губернские дирекции народных училищ, представителями которых являлись инспекторы народных училищ. Хотя они были чиновниками низшего звена, определение их на должность требовало санкции не только учебного округа и министерства народного просвещения, но и самого императора. В конце XIX века по одному такому сотруднику приходилось на несколько уездов. Затем, по мере увеличения числа начальных школ, этих работников стали направлять в каждый уезд, а если учебных заведений там было особенно много, могли сформировать и два инспекторских района.
    К контролю со стороны светской власти добавлялось давление церкви. Во-первых, наряду с училищами, подведомственными министерству, и земскими школами сохранялись церковно-приходские заведения, пользовавшиеся особым покровительством кругов, а во-вторых, на первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Священнослужителей допускали к преподаванию без каких-либо удостоверений, остальных - только по получении документов об их подготовленности, нравственности и благонадежности.
    Однако эта образовательная реформа при всей ее двойственности стало большим шагом вперед сословная начальная школа стала бессословной, право открывать народные училища получили органы местного самоуправления, общества и частные лица, были учреждены коллегиальные органы руководства школами, к преподаванию допустили женщин.
    Жесткий контроль и регламентирование со стороны государственной бюрократии и церковной иерархии, естественно, встречали сопротивление органов местного самоуправления, стремившихся строить систему образования на светской и либеральной основах. Сложилось своеобразное разделение труда между земствами различных уровней: губернские структуры занимались подготовкой педагогических кадров через учительские семинарии, учреждали стипендии в училищах и гимназиях, снабжали начальные школы литературой, а уездные - в основном опекали начальные народные училища.
    В соответствии с поставленной целью "поднять уровень элементарного обучения в скорейшем времени, полагая в основу программы школ стремление к общему развитию, к воспитанию общечеловеческих свойств", представители земства видели перед собой следующие задачи: "наставниками училищ должны быть лица, обладающие знаниями и достаточной педагогической подготовкой; требуется, чтобы школы имели приличные и удобные помещения, учебные пособия; необходимо устраивать во время летних каникул педагогические съезды учителей при управе; при училищах нужно организовывать читальни, которые в то же время снабжали бы книжками селян, при управе - библиотеку для самих наставников, чтобы они могли продолжить свое развитие, следить за ходом просвещения и новыми методами преподавания".
    Большую роль в развитии земских школ играли попечители. Представители органов местного самоуправления обычно сами подбирали их из среды помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян. Расходы несли и крестьянские общины, обязанности которых в основном имели "натуральный" характер: они должны были обеспечивать строительство и ремонт зданий училищ лесными материалами, заготавливать дрова для отопления помещений в зимнее время. По мере увеличения собственного бюджета земства, учитывая бедность основной массы населения, постепенно освобождали крестьян от этих трат. В целом же за первые 10 лет своего существования органы местного самоуправления создали значительную сеть начальных сельских школ: их было открыто около десяти тысяч. Передовые земства организовывали подготовку кадров: только в 1869-1873 годах на их средства было основано 12 семинарий для народных учителей, проводили курсы и съезды преподавателей, устраивали пришкольные библиотеки, которыми могли пользоваться даже прежние выпускники.
    Срок обучения в земских начальных образовательных учреждениях первоначально составлял три года, в начале XX века часть их была переведена на четырехлетний курс. В школах преподавали Закон Божий, чтение, письмо, арифметику и по возможности пение. Утвержденной правительственной программы для этих заведений не было, и передовые учителя в порядке объяснительного чтения давали элементарные сведения по естествознанию, географии, истории. С 70-х годов XIX века земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения три-пять лет. В некоторых начальных образовательных учреждениях открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения.
    В каждой школе существовало несколько отделений - по годам обучения (мальчики и девочки могли заниматься, как совместно, так и раздельно). Все дети сидели вместе в одной классной комнате. Обычно двум отделениям преподаватель предлагал какие-либо самостоятельные задания по чтению, письму или решению задач, а с третьим отделением беседовал, объясняя новый материал или проводя устный опрос. Для таких одновременных занятий была выработана специальная методика.
    Главным предметом в земской начальной школе являлся русский язык. Сперва дети читали короткие и несложные тексты, потом переходили к значительным объему рассказам. При обучении письму преподаватели сначала ограничивались проведением диктанта, в 90-х годах XIX века стали практиковать изложение. В начале XX века в некоторых уездных школах учащиеся выпускных отделений уже писали сочинения на заданные или свободные темы.
    При преподавании арифметики особое внимание уделяли не решению письменных задач, а устному счету. Объясняя приоритет последнего, учителя отмечали, что он "необходим в домашнем быту". Действительно, у крестьянина далеко не всегда оказывались под рукой клочок бумаги и карандаш, и ему приходилось подсчитывать, количество пудов зерна в амбаре не письменно, а в уме.
    Главным идеологическим предметом в начальной школе был Закон Божий. Если остальным наукам обучали миряне, то эту преподавал местный священник или в крайнем случае диакон. Дети были обязаны вызубрить два-три десятка молитв на различные случаи жизни и хорошо знать Новый Завет, знакомство с Ветхим Заветом было менее глубоким.
    В целом обучение в этих начальных заведениях имело не только образовательный, но и воспитательный эффект. В отчетах по учебному делу отмечалось облагораживающее влияние школы, дети становились более "мягкими и вежливыми" по отношению к взрослым и товарищам, отклонения от элементарных норм поведения в старших отделениях были редкими. Подобного эффекта достигали применением продуманной системы наказаний и поощрений. Из земской школы были решительно исключены телеснее наказания, и хотя эпизодические случаи рукоприкладства встречались, они были редким исключением, но не правилом. Из-за недостатка денежных средств поощрения чаще носили не материальный, а моральный характер.
    По постановке учебного процесса земские образовательные учреждения 70-80-х годов XIX века оказались значительно лучше тех, которые подчинялись министерству народного просвещения и духовному ведомству. В них работали наиболее квалифицированные учителя. К началу XX века жалованье преподавателям почти полностью выплачивали именно органы местного самоуправления. Земские заведения были лучше обеспечены и материально. Эти здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две). Работники органов местного самоуправления старались сделать так, чтобы учеников в земских школах стало больше (ведь многие дети бедняков в то время оставались неграмотными). Например, они предлагали семьям, в которых росли два и более мальчика, одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям и пр.
    Отношение властей к земским училищам далеко не всегда являлось благожелательным, особенно в 80-е годы XIX века - в период политической реакции. В то время правительство всячески тормозило открытие земских и городских школ и в противовес им упорно насаждало церковно-приходские. Было усилено влияние духовенства, установлен строгий надзор за деятельностью преподавателей народных учебных заведений, что, кстати, вполне объяснимо, ведь среди них попадались и революционеры, работавшие там по политическим соображениям - чтобы вести революционную пропаганду среди крестьянства. В результате за 20 лет (1875-1894 годы) земских начальных школ открыли втрое меньше, чем за предыдущее десятилетие, хотя потребность в сельских учебных заведениях с каждым годом все более увеличивалась.
    Официальной церковью было организовано Особое совещание Священного синода по наблюдению за нравственным влиянием школы. Решение его наглядно отображает ее взгляд на систему образования: "Задача первоначального обучения не так сложна, чтоб улучшенные педагогические приемы были для нее безусловно необходимы, - она заключается в том, чтобы научить детей читать, писать, считать и молиться Богу, и потом могла бы преимущественно быть вверена духовенству". Но, несмотря на все усилия клерикалов, светская земская школа устояла.
    К 1911 году в России насчитывалось уже 27486 земских училищ. Три четверти из них были трехлетними и однокомплектными (рассчитанными на не более чем 50 детей), остальные - четырехлетними и двухкомплектными (более 50 детей и два учителя).
    Появилось также немало профессиональных учебных заведений - ремесленно-промышленных и учебно-показательных мастерских и сельскохозяйственных земских школ. Так, в 1884-1903 годах было открыто 49 трехгодичных сельскохозяйственных школ, а к 1916-му в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и 24 показательных завода (отрасли кустарной промышленности и местные промыслы). Некоторые органы самоуправления приступили к введению всеобщего обучения, для чего подготовили проекты создания школьной сети с расчетом на охват всех детей в возрасте 8-11 лет. Однако до 1917 года мало кому удавалось осуществить задачу - из-за недостатка средств, отпускаемых государством на народное просвещение, и отсутствия закона о введении всеобщего обучения.
    И тем не менее появление земских школ имело огромное значение в развитие отечественного образования, им принадлежит несомненная заслуга в распространении грамотности, демократизации всей системы народного просвещения. Именно в эти учебные заведения шли работать настоящие подвижники, стремившиеся применять лучшие методы преподавания, осуществлять на практике идеи прогрессивных русских педагогов.


Современная земская гимназия

    В городе Балашихе Московской области в течение пятнадцати лет работает уникальный творческий коллектив Земской гимназии, созданию которой предшествовал исторический анализ практик русских национальных школ. О необычном учебном заведении журналу "O&K" рассказывает его директор Галина Кравченко и научный руководитель Игорь Кравченко.
    В земской гимназии практикуют принципиально новый для отечественной системы образования подход в работе с детьми - акцент сделан не на знаниях, отработанных до навыков, а на воспитании высокой культуры и духовности, формировании целостного сознания и развитии творческого мышления. Ведущая цель образования в Земской гимназии, как с точки зрения гражданского воспитания, так и педагогической психологии, - привить чувство собственного достоинства человека.
    А начинается все с первой встречи. Ребенок проходит традиционное собеседование, а родители пишут сочинение на тему "Наш ребенок", заполняют анкету. В результате выявляется готовность семьи к участию в программе "Школа - семья", отношение ее к изучению православной культуры и Закона Божьего (хотя ли родители, чтобы дети проходили эти предметы факультативно или как обязательные дисциплины) и т.д.
    Дело в том, что в гимназии разработана целая программа православного воспитания. Так, каждый год 1 сентября начинается с того, что учащихся и родителей благословляет наставник и соучредитель гимназии настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей о. Владимир - поэт, философ, религиозный деятель.
    А уроки основ православной культуры России занимают особое место в учебном плане со второго по восьмой классы. Это интегрированный курс "Балашиховедение - Москвоведение - история православной культуры России". Совместно с учителем эти уроки ведет священник о. Михаил. Урок "Основы православной культуры" дети посещают по желанию, они свободны для посещения родителями, другими педагогами. Для детей на этих уроках открывается мир христианских законов жизни, отечественной истории, литературы, архитектуры и их неразрывная связь с православной культурой. Дети узнают о наших героях и выдающихся деятелях, прославивших Русь. Православные праздники - Рождество Богородицы, Рождество, Крещение, Пасха и другие - проходят как литературные гостиные. Именно Земская гимназия выступила инициатором проведения в 1992 году Дня славянской письменности и культуры как народного гулянья - с играми, хороводами, ярмаркой, в ярких национальных костюмах, с выступлением фольклорных и танцевальных коллективов. В гимназии есть свой православный календарь "Круг светлых дней" и стенд "Православные страницы". По воскресеньям для родителей и детей открыта православная воскресная школа при храме.
    В учебном плане гимназии предусмотрено изучение фольклора и народных танцев. С первого класса дети знакомятся с истоками народного творчества: народными полевками, играми, забавами, сказками. У каждого ученика гимназии - свой народный костюм, либо найденный в бабушкином сундуке, либо специально пошитый.
    Прикладным творчеством дети занимаются на уроках, посвященных народным ремеслам и промыслам. Они получают представление о кузнечном деле, изготавливают и расписывают глиняные и деревянные игрушки, вышивают, рисуют. Часть этих уроков проходит в городском Центре искусств и ремесел.
    В Земской гимназии есть свой фольклорный ансамбль и хор, работает кружок бисероплетения, летний спортивно-образовательный лагерь "Академия русской культуры".
    Каждый классный руководитель гимназии (в 1-4-х классах) выступает и как психолог, ведет предмет - человековедение по программе "Достоинство, взаимоуважение и ответственность личности", направленной на формирование национального достоинства.
    По итогам такой работы педагоги (независимо от того, преподают они предметы гуманитарного цикла или нет) и ученики участвуют в конкурсе на лучшее сочинение, статью, размышление о достоинстве. Достоинство русского человека немыслимо без знания своих корней, истории семьи, нации, православия. Руководит данной программой соучредитель гимназии академик РАО, доктор психологических наук И.А. Зимняя.
    Весьма значимым для развития Земской гимназии является освоение программы "Здоровье развивающие технологии" доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
    В Земской гимназии введено раздельно-параллельное обучение для мальчиков и девочек, что также отвечает традициям русской национальной школы. Соответственно, для тех и других предусмотрены несколько различные методики преподавания на базе одинакового содержания. Так, в мальчиках воспитывают мужество, силу, отвагу. Они - защитники Отечества, родного крова. В девочках воспитывают целомудрие, нежность, скромность, доброту. Это будущие невесты, мамы, хранительницы очага.
    Ключевое правило жизни гимназии - процедура согласования. Это значит, что ученик, учитель или родитель каждое свое действие, если оно затрагивает интересы другого участника процесса, обязан согласовать со всеми.
    Земская гимназия создана 1991 году как общеобразовательное учреждение, реализующее модель государственно-общественной школы, и представляет собой учебный комплекс, включающий группы раннего развития творческих способностей (для детей двух-пяти лет), подготовку к школе (дети пяти-шести лет), начальную школу (с 1-4-й классы), среднее и старшее звено (5-11-й классы). Все выпускники (26% из них медалисты) учатся в ведущих вузах страны. Команда старшеклассников гимназии - двукратный победитель областного этапа Всероссийского конкурса "Я - гражданин". Учитель русского языка и литературы И.Е. Спирин - победитель областного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года". Земская гимназия награждена дипломом Совета федерации "За успехи в здоровом развитии учащихся". У гимназии есть свой гимн (автор о. Владимир), символ (земский фрегат) и знамя.



   Обучение & карьера
Михаил Калишевский
№4 (97)
наверх
разработчик: Ольга Егорова