главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха
РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить


Гимназия/О нас пишут/Газета "Правда"
газета
Михаил АНТОНОВ
24 декабря 1994г.

Много странностей в жизни современной России. Но меня, пожалуй, больше всего поражает одно несоответствие: казалось бы, патриотизм и героизм ныне должны стать синонимами. А возьмешь в руки патриотическую газету - там либо плач по разрушенному СССР, либо возмущение обнищанием и униженностью большинства народа, либо, наконец, обличение новых "хозяев жизни", разбогатевших на грабеже народного достояния и презрительно взирающих на людей, не умеющих или не желающих "делать деньги". Все это, конечно, правильно и очень оправдано. Однако разве жизнь народа прекратилась на разрушении СССР? Нет же*. Народ живет, более того - он сопротивляется всеобщему разрушению, но не одним лишь участием в митингах протеста, а и делом противостоит своим недругам, созидает жизнь, только часто в новых, для нас непривычных формах. И, по-моему, было бы непростительной слепотой не замечать ту работу созидания, которая во многих местах уже идет и которая, собственно говоря, и творит грядущую Россию. Пример тому - деятельность возникшего несколько лет назад в подмосковном городе Балашиха творческого объединения "Созидание" воt главе с 42-летним инженером Игорем Львовичем Кравченко.

Его детство прошло в Киеве. После окончания института он стал одним из первых в отрасли специалистов по кибернетике, занимался теорией управления и методологией науки, приобщал к новшествам директоров и главных инженеров предприятий. Но ему, отцу семейства (а у них с женой Галиной Викторовной двое сыновей), надо было подрабатывать - ездить каждый год вместо отпуска на "шабашку", строить в колхозах и совхозах зерносушилки и другие непростые объекты (кстати сказать, отлично работающие до сих пор, так что руководители хозяйств добрым словом его вспоминают).

В силу обстоятельств семья Кравченко переехала на жительство в Балашиху, и Игорь Львович поразился несоответствию между потенциалом города и уровнем его использования в интересах жителей. Здесь - промышленные предприятия с высочайшим уровнем технологии вроде знаменитого "Криогенмаша", хотя немало и устаревших производств. Здесь и вузы, научно-исследовательские и проектные институты, прекрасные, хотя и запущенные, усадьбы князей Голицыных, графов Румянцевых и Разумовских, неплохой краеведческий музей. В районе неплохо развито сельское хозяйство, а главное - город богат людьми с высоким уровнем творческих возможностей. И в то же время бюджет города скромен.

С началом "перестройки" и в Балашихе пошли разговоры о возможности превращения города в "технополис", "эко-полис", "наукоград" и пр., но все эти прожекты не выходили за рамки подражания уже появившимся на Западе поселениям такого рода (кстати, если в России где и появляется такой "наукоград", он быстро становится центром, в котором иностранцы, платя нашим специалистам нищенскую, по мировым меркам, зарплату, по сути бесплатно получают доступ к самым современным российским разработкам и технологиям).

И вот тут Кравченко обратился к общественности с призывом: "Зачем нам равняться на зарубежные образцы, когда мы можем превратить Балашиху, используя отечественный опыт, в "ноополис", о котором мечтал еще великий Вернадский, в мировой центр образования, науки и культуры, со своим университетом, где учиться будет престижнее, чем в Гарварде или Сорбонне?"

КОГДА эта дерзкая мысль была высказана впервые, почти все восприняли ее как повторение идеи Остапа Бендера насчет мирового центра шахмат в Ныо-Васюках. Однако нашлись приверженцы - и в педагогической среде, и в местных органах власти, и среди общественных деятелей. Их поначалу было немного, но, во-первых, каждый из них был личностью, заслуживающей отдельного рассказа, а во-вторых, они были сплочены, Кравченко был избран в депутаты горсовета, где возглавил комитет по науке, культуре и образованию.

Чего греха таить, многие из тех наших соотечественников, кому за сорок, не очень рвутся к труду по преображению страны в духе русских традиций с учетом советского и зарубежного опыта, но применительно к условиям XXI века. Поэтому начинать надо, видимо, с" детей. Игорь Львович и Галина Викторовна, существенно потеряв в заработке, перешли на педагогическую работу, с тем чтобы попытаться изменить школу изнутри.

Всякий, кто знал нашу школу, отторгавшую всякую попытку новаторства, мог предсказать им, что ничего из этого не выйдет. К сожалению, здесь скептики оказались правы. Рутина, инерция в учительской среде, а главное - сопротивление чиновников ведомства народного образования оказались непреодолимыми. И супруги Кравченко вместе со своими единомышленниками пришли к выводу: необходимо создать качественно новую школу, которая не отбивала бы, как нынешняя, у учащихся охоту к познанию, а стала бы школой радости и творческого постижения мира, воспитывала бы не бездумных исполнителей, а творцов. Для этого нужно исходить не из опыта Запада, где учитель стоит над учениками, рассматривая их как пустые сосуды, подлежащие наполнению знаниями, а из русского понимания: учитель - проводник учеников в мире знания, и учение - их совместное творчество.

Сначала первопроходцам удалось открыть в Балашихе центр художественного развития детей, который содержался на средства от разработок "Созидания". А в 1991 году там открылась государственно-общественная гимназия, где Игорь Львович стал научным руководителем, а Галина Викторовна (у нее, инженера, есть и высшее педагогическое образование) - директором.

Педагогический опыт супругов Кравченко вскоре стал широко известен. Их воспитанники, приняв участие в организованном "Инкомбанком" бизнес-круизе для школьников по Волге, заняли там почти все призовые места, и профессора из Оксфорда, наблюдавшие за соревнованиями, приехали в Балашиху, чтобы на месте изучить этот феномен. Увиденное там превзошло все их ожидания. Оказалось, что опыт балашихинских педагогов созвучен поискам лучших преподавателей в некоторых школах США и Западной Европы, но только русские, не зная о находках своих западных коллег, во многом их превзошли.

Американский педагог приехал в Балашиху и снял фильм о здешнем чуде, который много раз показывали по кабельному телевидению почти по всем США, а также в ряде стран Европы. Супруги Кравченко, а также духовный наставник гимназии - священник Владимир Бороздинов получили много приглашений из-за рубежа. Их доклады в Осло и Стокгольме, Копенгагене и Кембридже, показательные уроки в школах США неизменно имели шумный успех. Проводимые в Балашихе конференции (в том числе и международные) сделали их опыт достоянием многих отечественных педагогов.

О БАЛАШИХИНСКОЙ гимназии нужно рассказывать особо. Дело не только в том, что здесь, кроме предметов, обязательных по общероссийской программе, учат бальным танцам и культуре речи, истории культуры и экономике, человековедению и театральному искусству, а в том, что это - школа-семья (в нее и принимают не просто ученика, а именно семью: родители подписывают контракт, налагающий на них определенные обязательства). Главное же - в том, что школа радости, о которой мечтали многие поколения педагогов, состоялась, и если в обычной школе после окончания занятий ученики пулей вылетают на улицу (кончилась обязаловка, начинается самая интересная, самостоятельная жизнь!), то здесь они подолгу задерживаются сами для работы в кружках или на репетиции спектакля самодеятельного театра.

Обучение в гимназии платное, но есть система льгот, конкурс по 10-12 человек на место, и это не конкурс кошельков, а выявление действительно одаренных. Мне довелось провести в гимназии несколько уроков по экономике, и я могу засвидетельствовать, что общий уровень развития этих детей - много выше среднего. Ну и подбор преподавателей (здесь работают только единомышленники) соответствующий.

Игорь Львович - не просто научный руководитель гимназии, ее мозг, но и завхоз, и прораб, и снабженец, и шофер: на его видавшей виды машине, не раз уже попадавшей в дорожно-транспортные происшествия, все обеспечение школы и держится.

Но гимназия - это только первый этап программы превращения Балашихи в нооополис, который (не побоюсь этого сказать!) может со временем стать технологической столицей России. Кравченко считает, что посылать выпускников их гимназии в обычные наши вузы - это все равно, ччто растворять высококачественную отечественную твердую пшеницу в потоке импортного засоренного американского зерна. Поэтому ко времени первого выпуска гимназии (сейчас в ней самый старший класс - девятый) надо в Балашихе открывать свой университет. И если уже сейчас из стран Запада поступают просьбы принять их детей на обучение в Балашихинскую гимназию (пока приходится в этом отказывать, поскольку нам не по силам обеспечить питание экологически чистыми продуктами и бытовые условия по меркам развитых стран), то есть все основания рассчитывать: и в области высшего образования России есть что сказать. Наметки университетской программы Кравченко впечатляют, материальная база (если всерьез взяться за восстановление старинных усадеб) для начала может быть вполне удовлетворительной. Значит, в городе будет создана цепь непрерывного образования - с трехлетнего возраста (таких малышей принимают в подготовительные классы гимназии) и до окончания высшей школы.

А рядом с Балашихой разместился музей кузнечной науки и техники, созданный замечательным ученым профессором А. И. Зиминым, а ныне возглавляемый его сыном доктором технических наук Ю. А. Зиминым. На основе этого музея намечается создать Национальный парк с деревней ремесел, мельницей, конюшней и пр., что сделает Балашиху одним из центров туризма России.

Живет в Балашихе и бывший командир группы легендарного спецподразделения "Вымпел" майор Анатолий Александрович Ермолин, который после ухода со службы занимается с ребятней. Создал отряд скаутов, с которым провел в трудах и походах месяц в Крыму. Его открытое письмо в "Учительской газете" к офицерам и педагогам с призывом взять наших детей под надежную опеку тех, кто может увлечь подростков настоящими приключениями, получило широкий отклик в разных концах страны. Если учесть, что у супругов Кравченко есть опыт устройства летних лагерей для школьников (в том числе и на международном уровне), то можно надеяться на превращение Балашихи и в столицу Детской республики в России. Говорю это опять-таки вполне серьезно: ведь есть для того реальные основания!

Игорь Львович частый гость в Академии нового мышления - интереснейшей организации, которая уже не раз бросала дерзкий вызов официальной науке, предлагая, на первый взгляд, фантастические, а на деле вполне осуществимые технологии, обещающие переворот в производстве в начале XXI века. Я застал Кравченко за обсуждением предложенного этой академией проекта коттеджа, экономичного и экологически здорового. В Балашихе к этому проекту уже проявляют практический интерес. Игорь Львович - деятельный участник набирающего силу Российского земского движения и создатель городской организации земцев. Ведь мечта Кравченко - чтобы выпускники гимназии и университета в первую очередь взялись бы за преобразование родного города и района, а земство и есть тот орган, который призван все делать именно для расцвета своего края.

ПИСАТЕЛЬ Юрий Олеша когда-то избрал своим девизом. <Ни дня без строчки". Кравченко, кажется, мог бы сказать о себе: "Ни дня без идеи". И идеи рождаются у него каждодневно, потому что он из тех людей подвижнического склада, для которых Дело и есть жизнь. Такие люди ложатся спать, думая о Деле, и встают, помышляя о нем же. А потому ему любой случай служит поводом для проверки какой-то своей задумки, каждую встречу он умеет повернуть так, что из нее вырастает нечто полезное - не для него лично (в смысле меркантильного интереса, корысти, выгоды), а для Дела.

Я присутствовал при его беседе в редакции местной газеты "Факт". Поворот разговора - и рождается новый замысел: в гимназии создадут группу из тех, кто мечтает о профессии журналиста, работники газеты помогут им в овладении некоторыми навыками, а ребята станут репортерами.

Или вот: узнав, что разрабатывается проект (или генеральный план) переустройства Балашихи, Кравченко предложил устроить конкурс, в котором приняли бы участие и гимназисты. Вряд ли от девятиклассников можно ждать каких-то открытий в чисто профессиональном отношении, они ведь не архитекторы и не экономисты. Но необычными идеями они вполне могут удивить профессионалов.

Чтобы рассказать обо всех идеях, какие рождаются у Кравченко, надо быть при нем неотлучно и писать не газетный очерк, а книгу. Впрочем, я уверен, се временем о таких людях, как балашихинские подвижники, и будут написаны книги. Возможно, возникнет даже новая серия "ЖЗЛ" - -"Жизнь замечательных людей современности".

Человек может занимать в обществе одно из трех положений: раба, наемника и сына. Раб трудится из страха наказания, наемник - ради денег, а сын - из любви (к Отцу Небесному, матери-Родине, родителям, народу). Украинец Игорь Кравченко показывает себя верным сыном России и служит ей на том поприще, где решается, каково будет ее грядущее.

Конечно, Кравченко не добился бы успеха без коллектива педагогов и без поддержки администрации района, но это уже - предмет особого разговора, который у нас впереди.

наверх
разработчик: Ольга Егорова